Что такое конфликт интересов на муниципальной службе и как его предотвратить или урегулировать
1. Что такое конфликт интересов?
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Такое определение приведено в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.
Личная заинтересованность означает, что доходы, выгоды, преимущества может получать сам служащий, его родственники, друзья (знакомые) или организации, которые как-то связаны с ним. На это указано в ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, Письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.
2. Как служащий уведомляет о конфликте интересов нанимателя
Служащий обязан уведомить о конфликте интересов, как только ему стало известно об этом. Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать его представителю нанимателя.
Заполнить уведомление можно по форме, которая утверждена в вашем органе, либо подготовить уведомление в произвольной форме. В нем нужно указать:
- Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя), Ф.И.О. и должность служащего;
- ситуацию, которая привела или может привести к конфликту интересов. Какие должностные обязанности служащий не может выполнять из-за этого;
- меры, которые может предложить или уже предпринял служащий, например отстранение от выполнения именно этой работы и т.п.;
- будет ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов;
Служащий подает уведомление представителю нанимателя в порядке, утвержденном в вашем органе.
Сотрудник, который принимает такое уведомление, должен зарегистрировать его и сделать отметку о принятии на копии.
Если нет возможности лично передать уведомление, то направьте его почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
3. Как рассматривается уведомление о конфликте интересов
Уведомление о конфликте интересов предварительно рассматривает отдел (должностное лицо) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. После этого - комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченное должностное лицо) в течение семи дней рассматривает уведомление служащего.
Сотрудники отдела (ответственное должностное лицо) могут проводить опросы заинтересованных лиц, получать письменные пояснения, направлять запросы в сторонние организации.
Если ответы на запросы требуют большего времени, то срок проверки можно продлить до 45 дней, а в исключительных случаях еще на 30 дней.
По результатам ответственный сотрудник готовит мотивированное заключение.
Уведомление и заключение со всеми материалами передают председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия по конфликту интересов должна рассмотреть уведомление и материалы предварительной проверки не позднее 20 дней с даты их получения. По результатам комиссия выносит решение:
- конфликт интересов есть или может возникнуть. Тогда комиссия рекомендует служащему и (или) руководителю органа принять меры, чтобы его урегулировать или не допустить;
- служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует применить к нему меры ответственности;
- конфликта интересов нет.
Все решения оформляют протоколом, который подписывают члены комиссии.
4. Какие меры нужно принять, чтобы урегулировать конфликт интересов
Меры принимают сам служащий и представитель нанимателя. Их перечень не исчерпывающий и зависит от конкретной ситуации.
Со стороны служащего может быть, например: самоотвод, отказ от выгоды, которая может стать причиной конфликта интересов, передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление.
Представитель нанимателя может принять меры, которые рекомендовала комиссия, например: перевод служащего на другую должность (в другое подразделение), изменение должностных (служебных) обязанностей или любые другие меры, чтобы исчерпать конфликт интересов.
В особых ситуациях представитель нанимателя может отстранить (с сохранением денежного содержания) служащего от работы на срок до 90 дней до разрешения конфликтной ситуации.
Примеры конфликта интересов
Служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.
Служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность - его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.
Мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.
|